Экскурсия в будущее
Вырастить ребенка здоровым — ваше заветное желание. В этой главе мы поговорим о нормах эмоционального, психического и умственного развития ребенка в первый год его жизни. Очень важно вовремя распознать возможные отклонения в состоянии здоровья малыша, помочь ему догнать в развитии сверстников, а также исправить некоторые дефекты, вызванные тем или иным заболеванием (рахитом, нарушениями неврологического характера, заболеваниями органов дыхания).
Давайте с новорожденным на руках сделаем «экскурсию» в его будущее.
К концу первого месяца здоровый младенец, лежа на животе, поднимает и удерживает голову в горизонтальном положении. А если поставить его ножками на стол лицом к себе, поддерживая обеими руками за грудку и слегка наклонив вперед, он должен сделать несколько шажков. Это очень забавно! Не забудьте только поддерживать его голову сзади указательными и средними пальцами обеих рук. Он умеет фиксировать свой взгляд, появляется первая улыбка. Это очень важный показатель состояния нервной системы!
К концу второго месяца грудничок активно отвечает улыбкой на вашу улыбку и речь (говорите с ним чаще, пойте ему песенки). Если поведете перед лицом ребенка яркой игрушкой то в одну, то в другую сторону, он будет следить за ней. А в два (иногда в три) месяца малыш, сидя на ваших руках, уже сам удерживает голову и сосредоточивает взгляд на взрослых. С этого месяца он активно стремится общаться! Теперь, лежа на животе, держит голову, приподнимая плечевой пояс и опираясь на предплечья. В таком положении он чудо как хорош. Не правда ли, многие альбомы украшают такие фотографии!
В три месяца дитя гудит, поворачивает голову на звук; самостоятельно (или с вашей небольшой помощью) переворачивается со спины на бок, вправо и влево. Если, приблизив лицо к ребенку, лежащему на спине, ласково с ним заговорить, малыш порадует резвыми, активными движениями ручек, ножек — он как бы смеется всем тельцем, радуется. В эти минуты мать и ребенка объединяет волна счастья и взаимопонимания. Такую реакцию здорового малыша медики называют комплексом оживления, характеризуя по ней состояние нервной системы как весьма положительную.
В четыре месяца ребенок громким смехом отвечает на ваши заигрывания, а яркую, звучащую игрушку, подвешенную над кроваткой, может ухватить и подолгу заниматься ею.
Попробуйте отойти от кроватки и позвенеть погремушкой, окликнуть его, и малыш обязательно найдет направление источника звука.
В четыре-пять месяцев он отличает чужих от близких, радостно выражая удовольствие от общения с родными. Лежа на животе, приподнимается, опираясь о ладони выпрямленных рук, поле зрения его расширяется, информация об окружающем мире увеличивается.
В пять-шесть месяцев малыш начинает ползать на животе. Это очень важный навык, так как ползание не только укрепляет мышцы, но способствует и умственному развитию: расширяет возможности ознакомления с внешним миром. Стимулируйте это движение. Поманите ребенка игрушкой, ласковым словом. Он стремится поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, вначале с вашей небольшой помощью, а затем и самостоятельно; берет игрушку, которую ему предлагают. Именно сейчас вы услышите начало лепета. Малыш становится более подвижным, пытается садиться.
В пять-семь месяцев играет с предметами, перекладывая их из рук в руки; берет игрушки из положения лежа и сидя, хорошо ползает на животе, начинает ползать на четвереньках. У него появляется еще больший простор для познания мира и новых ощущений. Малыш развивается не только физически, но и умственно, уже произносит отдельные слоги: «ма», «ба», «да». На ваш вопрос (например: «Где ляля?») находит и показывает игрушку. Может стоять при поддержке под мышки, полностью разогнув юги и опираясь всей стопой.
В семь-восемь месяцев радует разнообразием движений с игрушками, подолгу занимается ими: размахивает, перекладывает, складывает; самостоятельно садится в кроватке. Если вы не злоупотребляли памперсами, у малыша появляются навыки опрятности (просится на горшок).
В девять-десять месяцев с ним можно и нужно общаться более разнообразно: он охотно повторяет слоги, а иногда и отдельные слова. Больше разговаривайте с малышом, рассказывайте обо всем, что делаете, о том, что он видит. В этот же период ребенок переступает ножками, придерживаясь за неподвижную опору или родительскую руку, вскарабкивается на невысокую поверхность и слезает с нее.
В девять-одиннадцать месяцев может сам вставать и стоять, с поддержкой и даже самостоятельно.
В одиннадцать-двенадцать месяцев понемногу ходит самостоятельно; имеет запас простейших слов. Общение с малышом должно быть еще более разнообразным.
Сроки появления всех этих показателей эмоционального и психомоторного развития здоровых детей первого года жизни несколько условные — они могут появляться немного раньше или позже (в пределах одной-двух недель).
Очень важно уметь выявлять состояние мышечного тонуса — степень напряжения мышц. У здорового доношенного малыша в возрасте до трех месяцев при попытке отвести его ручки в стороны, согнуть и разогнуть их чувствуется небольшое сопротивление; до четырех месяцев — это же отмечается при разведении ножек, их сгибании и разгибании. Для такого возраста это физиологическое (нормальное) напряжение мышц. Ребенок постарше свободно позволяет делать эти и другие движения — вы уже не почувствуете прежнего сопротивления. Нормальный (физиологический) мышечный тонус — важный показатель благополучия: он определяет своевременное формирование у ребенка требуемого уровня психомоторного и физического развития.
Недоношенные дети отстают в развитии от своих сверстников, как правило, пропорционально массе тела при рождении: чем она была меньше, тем больше отставание. Так, например, если здоровый доношенный ребенок удерживает голову и сосредоточивает взгляд на взрослом, находясь на руках матери, в два-три месяца, то у недоношенного малыша этот навык появляется в пять месяцев, если при рождении он весил 1750 г, в четыре — до 2000 г, в три-четыре месяца — до 2500 г.
Ориентиры для мамы
Первый месяц
Физическое развитие. К концу месяца прибавка массы тела — в среднем на 600 г; увеличение длины тела — на 3 см, увеличение окружности головы — на 1-1,5 см
Питание. Оптимальное — материнское молоко. 6 кормлений через 3-3,5 часа. Ночной перерыв — 6 часов. При искусственном вскармливании — молочные смеси от 80 мл в начале до 100-120 мл на кормление.
Второй месяц
Физическое развитие. Прибавка массы тела — в среднем 800 г, увеличение длины тела — на 3 см, окружности головы — на 1,5 см.
Питание. 6 кормлений через 3,5 часа по 120-140 мл + фруктовые (яблочный, лимонный, вишневый...) соки, начиная с 1/2 чайной ложки до 5-6 чайных ложек.
Третий месяц
Физическое развитие. Прибавка массы тела в среднем на 800 г, увеличение длины тела — на 2,5 см, окружности головы — на 1,5 см.
Питание. 6 кормлений через 3,5 часа по 130-150 мл + соки и яблочные пюре, от 1/^чайной ложки до 5-6 чайных ложек.
Возможные проблемы. 1. Просит есть нерегулярно — чаще, реже, среди ночи. В первые 4-6 недель пойдите ему навстречу, при грудном вскармливании у здорового ребенка к этому сроку вырабатывается нужный ритм. При искусственном отклонения от графика допустимы в пределах 20-30 минут, ночной перерыв обязателен.
2. Плохо переносит соки, фруктовое пюре — можно отложить их введение до трех месяцев. При грудном вскармливании они менее обязательны, чем при искусственном.
3. Беспокоят кишечные колики. Профилактика и помощь: укладывание перед едой на живот, поглаживание живота по часовой стрелке, тепло на живот (согретая пеленка), специальные детские травяные чаи с фенхелем, ромашкой; положение — вертикально на руках у взрослого.
Четвертый месяц
Физическое развитие. Средняя прибавка массы тела — 750 г, увеличение длины тела — на 2,5 см. Начиная с этого месяца каждая последующая прибавка массы тела обычно уменьшается на 50 г.
Психомоторное развитие. Радуется, видя мать, поворачивает голову в сторону, откуда раздается голос, звон погремушки. При ласковом обращении взрослого оживляется, громко смеется, поднимает ручки, размахивает ими.
Питание. 6 кормлений через 3,5 часа по 150-170 мл. При вскармливании грудью или смесями, максимально приближенными к грудному молоку, — дополнительно только соки и фруктовое пюре. Введение желтка и творога по последним рекомендациям отнесено на более поздние сроки.
Пятый месяц
Физическое развитие. Прибавка массы тела — 700 г, увеличение длины тела — на 2 см. Общая масса тела удваивается по сравнению с первоначальной.
Психомоторное развитие. Свободно берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее, поворачивается со спины на живот, ровно стоит при поддержке под мышки, певуче гулит, ест с ложки полужидкую пищу.
Питание. С середины месяца — прикорм овощным пюре, от чайной ложки постепенно довести до 180-200 г. На полную порцию — 5 г сливочного или растительного масла. Соки — до 50-60 мл в 2 приема, фруктовое пюре — до 50 г. Разнообразные соки и пюре, все новое начинать с уменьшенных порций.
Шестой месяц
Физическое развитие. Прибавка массы тела — 650 г, увеличение длины тела — на 2 см. Показатели гармоничности развития: ширина плеч составляет '/4 длины тела. Окружность грудной клетки превышает окружность головы.
Психомоторное развитие. Лежа на животе, высоко поднимает голову и плечи, переворачивается с живота на спину, подолгу занимается игрушкой, перекладывает ее из одной руки в другую, начинает произносить первые слоги.
Питание. С конца пятого — начала шестого месяца после полной замены одного дневного молочного кормления овощным пюре — переход на 5-разовое кормление через 4 часа. Начать также постепенно вводить второй прикорм — кашу (второе утреннее кормление). Общий объем пищи, включая соки, — не более литра.
Возможные проблемы. Могут выявиться не замеченные ранее неврологические отклонения, ребенок отстает в развитии движений, мало или совсем не улыбается, не реагирует на ласковую речь, резко запрокидывает голову, при испуге закатывает глаза так, что почти не видно зрачка. Необходима консультация невропатолога. Четвертый месяц — типичное время проявления рахита. Самый очевидный его признак — повышенная потливость головы, ладоней и стоп. Необходимые меры: увеличить пребывание на свежем воздухе, провести по назначению врача курс лечения витамином D.
Седьмой месяц
Физическое развитие. Прибавка массы тела — 600 г; прибавка длины тела — 2 см.
Психомоторное развитие. Подолгу занимается игрушками, любит стучать ими, размахивать, бросагь. Начинает ползать, к концу месяца уверенно передвигается на четвереньках.
Питание. 5 кормлений через 4 часа. Дополнительно к четвертому кормлению (в 18 часов) — творог, растертый с молоком или фруктовым пюре, начиная с одной до 3—4 чайных ложек. С середины месяца добавлять в овощное пюре сваренный вкрутую желток, начиная с крошки до '/4 ~ V2-
Восьмой месяц
Физическое развитие. Прибавка массы тела — 550 г; прибавка длины тела — 2 см.
Психомоторное развитие. Сам садится и ложится, встает, держась за барьер, стоит, переступает. Выполняет просьбы: «сделай ладушки», «дай ручку». Пьет из чашки, которую держит взрослый.
Питание. 5 кормлений через 4 часа. К овощному пюре (третье кормление в 14 часов) добавлять растертое мясное пюре из постной свинины, говядины, начиная с чайной ложки до 50 г (порция вместе с овощным пюре — 220-250 г). Желток давать с кашей.
Девятый месяц
Физическое развитие. Прибавка массы тела — 500 г; прибавка длины тела — 1,5 см.
Психомоторное развитие. На вопрос «Где?» находит несколько знакомых предметов независимо от их месторасположения. Знает свое имя. Подражая взрослому, повторяет за ним слоги, воспроизводит интонацию.
Питание. 5 кормлений через 4 часа. Первое и последнее — грудное молоко или молочная смесь. В четвертое кормление (в 18 часов) молоко или смесь постепенно заменить кефиром плюс 40 г творога. Общее количество сока к этому возрасту — 70 г (в два приема), фруктовое пюре — 60 г.
Возможные проблемы. Аллергические реакции на какие-нибудь введенные в рацион продукты: воспаление, покраснение кожи щек, различные высыпания, зуд, беспокойство. Исключить самые вероятные аллергены — яйцо, клубнику, морковь и другие фрукты и овощи красного и оранжевого цвета, мясо курицы, коровье молоко. Выясняя, чего не переносит ребенок, вести пищевой дневник, записывать, что он ел и'какие появились реакции, не давать два новых продукта в один день.
Десятый месяц
Физическое развитие. Прибавка массы тела — 450 г, увеличение длины тела — на 1,5 см.
Психомоторное развитие. По просьбе взрослого разнообразно действует с предметами: закрывает и открывает коробочку, вкладывает мисочку одну в другую, вынимает из мисочки или коробочки, кладет их обратно. Может взять мелкий предмет пинцетообразным движением двух пальцев — большого и указательного.
Питание. Набор продуктов остается прежним. Каши можно разнообразить, делая ассорти из разных круп, добавляя в них фрукты: яблоко, банан, ягоды, В кашу кладут 5 г сливочного, в пюре — 5 г растительного масла. При склонности к запорам полезно пюре из сливы, персика.
Одиннадцатый месяц
Физическое развитие. Прибавка массы тела — 400 г, увеличение длины тела — на 1,5 см.
Психомоторное развитие. Стоит самостоятельно, делает первые шаги. По просьбе находит мяч, часы, машинку. Надевает кольца пирамидки, снимает их. Умеет поставить кубик на кубик. Произносит первые слова-обозначения: «дай», «на», «ав», «ба».
Питание. При грудном вскармливании из двух оставшихся кормлений одно (утреннее) заменить кефиром, Мясное пюре постепенно заменять мягкой фрикаделькой, паровой котлетой. Если нет диатеза, к концу месяца раз в неделю вместо мясной давать рыбную фрикадельку, пюре из вареной рыбы.
Двенадцатый месяц
Физическое развитие. К году первоначальная (при рождении) масса тела утраивается, общая прибавка длины тела — 25 см,
Психомоторное развитие. Узнает по фотографии знакомого взрослого. Выполняет поручения —.«принеси», «найди», «отдай». Легко повторяет за взрослым новые слоги, произносит до десяти слов. Знает слово «нельзя».
Питание. К пюре с мясом или рыбой предложить немного салата из натертых или мелко нарезанных овощей либо винегрет. Творог давать и в виде пудинга, запеканки. Поскольку ребенок просыпается позже, весь режим сдвигается на 1-1,5 часа вперед. Последнее (пятое) кормление грудью заменить кефиром, а если ребенок к этому времени спокойно спит, отменить вообще.
Возможные проблемы. 1. Ребенок не жует, давится комочками, у нервных детей может развиться привычная рвота Более тщательное перетирание не выход. Главная мера: стимулировать интерес ребенка к еде, его самостоятельность и активность, давая в правую руку ложку, в левую — кусочек хлеба, моркови (если нет диатеза), цветной капусты, ломтик огурца, четвертушку очищенного яблока.
2. Не любит садиться на горшок. Проверить, удобен ли он. Не проявлять излишней настойчивости — это может усилить протест. Предлагать процедуру спокойно, доброжелательно, в момент наибольшей вероятности успеха — после сна, через 15-20 минут после еды. За отсутствие результата не порицать. Памперсы надевать только на прогулку.