INFOSTER.RU информационный журнал

Восьмой месяц

На восьмом месяце ребенок способен задать педиатрам и детским психологам интересную загадку: почему именно сейчас он начал столь явно бояться незнакомых людей? Вышли, допустим, на прогулку. Спокойный и довольный, сидит он на руках у мамы, с любопытством обозревая все, что попадает в поле зрения. Его внимание привлекает и проехавшая мимо машина, и пробежавшая собака, и яркие цветы на газоне.

Но вот подходит незнакомый человек, и выражение лица малыша моментально меняется. Какая гамма чувств!

Сменяя друг друга, следуют растерянность, застенчивая полуулыбка, недоверие, страх и, наконец, гримаска, предваряющая плач. Ребенок оборачивается к маме, как бы стремясь убедиться, что она здесь, что защита обеспечена.

Пока с ним только заговаривают, он еще терпит. Но если пробуют дотронуться, взять на руки — начинается настоящая паника. Малыш активно сопротивляется, прижимается к матери, плачет!...

Врачам такое явление известно как «страхи восьмого месяца». Пока еще нет окончательного объяснения: закономерный это этап психического развития или просто особенность поведения, присущая многим детям.

Но, при всех условиях, остается лишь удивляться, как младенец, которому едва минуло 7 месяцев, «своим умом» дошел до здравой, в сущности, мысли: незнакомец может быть опасен. Добро бы это был пятилетний или даже трехлетний, уже пуганный «дедом с мешком» и слышавший разговоры о похищениях детей и прочих страстях. Но этот? Откуда его страхи?

Ключ к разгадке, вероятно, не в отрицательном, а как раз в положительном опыте ребенка. На восьмом месяце он уже хорошо знает свое ближайшее окружение. Сильнее становится привязанность не только к матери, но и к отцу, бабушке, к остальным членам семьи. Их он воспринимает как неких гарантов собственного благополучия, от них исходит все приятное — еда, игра, ласка. А чужие люди становятся подозрительными, потому что ребенок уже четко дифференцирует: это не те, с кем ему спокойно и надежно, это какие-то другие.

Некоторые специалисты считают «страхи восьмого месяца» даже полезными, поскольку замечено: дети, которые в младенческом возрасте не отличают своих от чужих, растут людьми, не обладающими чувством дистанции, столь необходимым в человеческом общении.

Так что не огорчайтесь, если ваш ребенок невежливо повел себя с «чужой» тетей, дав ей понять, что не желает вступать ни в какие контакты. Впрочем, догадливая тетя и сама не будет настаивать, отойдет, чтобы не нервировать ребенка. Вы же постарайтесь постепенно, понемножку знакомить его с другими людьми.

Новые увлечения

На восьмом месяце у малыша появляются некоторые представления о времени и пространстве. Ощущение времени формируется ритмом сна, кормлений, прогулок, купаний. Ориентироваться в пространстве с первых дней ему более всего помогала мама — она была центром его Вселенной. Следя за ней, прислушиваясь к ее голосу, он постигает понятия: рядом, близко, дальше, совсем далеко. Но сейчас он стал предпринимать и некоторые самостоятельные эксперименты. Вы уже, наверное, имели возможность проследить его новое «хобби» — полюбил выбрасывать игрушки из манежа или кроватки. Бросит -и с величайшим интересом смотрит вниз, прислушивается к звуку падения. Вы поднимете игрушку, подадите ему, и он с радостью бросит ее снова. Это может повторяться, пока вы не устанете. Но вы не будете сердиться и говорить ему «нельзя». Вы обрадуетесь, что ребенок неутомим в своем вдохновении исследователя. Еще одно открытие восьмого месяца: оказывается, предмет, которого не видно, все равно существует. Вы уже, наверное, играли с малышом в прятки, то закрывая свое лицо косынкой, то открывая его. И каждый раз недоумение — куда делась мама? — сменялось счастьем: вот она! Как он напряженно ждал маминого появления, пока однажды не потянул сам за край косынки и не сдернул ее. Эффект ошеломляющий!

Попробуйте проверить, насколько возросла поисковая активность ребенка. Незаметно возьмите у него кубик, которым он играл, и накройте какой-нибудь салфеткой. Скорее всего малыш начнет с недоумением оглядываться, а потом осторожно приподнимет салфетку и, торжествуя, возьмет кубик. И есть из-за чего торжествовать — ведь это еще одна ступенька в овладении внешним миром!

Возможности шире — проблемы тоже

Восьмой месяц — поистине время новых, более широких возл ожностей. У ребенка уже обычно есть два, а то и четыре передних резца. Значит, можно жевать. И не только можно — необходимо! Детские стоматологи и педиатры в один голос повторяют, что, чем раньше малыш научится жевать, тем лучше. Жевание массирует десны, улучшает их кровоснабжение, способствуя росту и укреплению зубов. Причем не только молочных, которые прорезываются сейчас, но и постоянных, ведь их зачатки уже давно заложены в деснах и ждут своего времени.

Жевание готовит ребенка к расширению рациона и предстоящему переходу на общий стол. Привычка хорошо, не спеша жевать -- одно из непременных условий нормального пищеварения, профилактики гастритов. И если в первые месяцы жизни спасительным для ребенка было умение достаточно долго и энергично сосать, то теперь для него гораздо важнее жевать.

Восьмой месяц — самое время овладевать этим навыком. Ребенок сам подсказывает вам это, когда кусает и грызет свои игрушки. И если упустить благоприятный момент, передержать на протертой пище, потом он уже и не захочет жевать. Любой комочек в пюре или каше, любой твердый кусочек овощей будет его пугать, вызывая поперхивание и даже рвоту. У нервных, возбудимых детей такая рвота может стать привычной, и тогда каждое кормление превращается в настоящее испытание и для мамы, и для ребенка.

Так что начинайте варить каши погуще, пюре протирайте не так тщательно — просто разминайте мягкие овощи вилкой. За обедом давайте ребенку кусочек подсушенного хлеба, фруктовое пюре иногда заменяйте четвертушкой вымытого, очищенного и освобожденного от косточек яблока или слегка размятым персиком, абрикосом, сливой, тоже без кожицы.

Ребенок вполне справится и с кусочком (20-30 г) арбуза. Но в этом случае не лишней будет одна предосторожность. Арбу?ы, выращенные на почве, перенасыщенной минеральными удобрениями, интенсивно накапливают нитраты (а где гарантия, что вы не купили такой арбуз?). Поэтому кусочек, предназначенный ребенку, вырежьте из середины, так как концентрация нитратов больше по краям, ближе к корке. Проследите, чтобы в кусочке этом не было жестких светлых прожилок — они тоже «сигнализируют» о наличии нитратов.

Рацион ребенка в основном остается прежним, можно лишь обогатить его стол более разнообразным набором овощей и фруктов. Попробуйте отжать сок свежего помидора — этот один из самых полезных для детей соков богат не только витамином С, но и калием, железом, медью, органическими кислотами.

Если натереть на терке (пластмассовой!) немного свежего огурца, добавить мякоти помидора и несколько капель растительного масла, получится что-то вроде полужидкого салата, 2-3 чайные ложки которого можно дать к обеду со вторым блюдом. Используйте для пюре молодую свеклу, репу, любые виды капусты. Если у ребенка нет диатеза, ему разрешается почти все, но, разумеется, не превышая нормы. Нельзя давать только виноград, потому что он усиливает бродильные процессы в кишечнике и может вызывать вздутие живота, кишечные расстройства.

Очень хорошо, если утром и вечером малыш еще сосет грудь. Но с бутылочкой и соской пора расставаться. Воду, соки, а затем и кефир или молочную смесь ребенок должен пить из чашки. Он уже умеет сам поддерживать ее двумя руками (при вашей, конечно, подстраховке), и эта «работа» делает процедуру питья более интересной. В первый раз сок наливайте тот, который он больше любит, а чашечку подберите небольшую, легкую, с ярким рисунком.

Если малыш заболеет и придется давать ему какое-нибудь невкусное питье, возьмите другую чашку — обеденная посуда должна вызывать только приятные ассоциации.

Среди новшеств восьмого месяца есть еще одно, и немаловажное: ребенок стал лучше осознавать позывы своего кишечника. В такие моменты он прекращает игру, сосредоточивается на своих ощущениях, хмурится, краснеет, напрягается. Мама, спеши с горшком!

Знакомство с этим предметом для ребенка — дело непростое. Надо твердо усвоить, зачем сюда посадили — совершить то, чего от него ждут, а вовсе не играть и не отвлекаться, что очень трудно, если, оказавшись на полу, видишь вокруг так много интересного.

Ребенок может невзлюбить горшок по разным причинам: сидеть неудобно, слишком мал или слишком велик, края оказались холодными. А может, процедура сопровождается маминой нервозностью...

Похвалите ребенка, если все получилось, и не сердитесь на него, если результат оказался нулевым. И не держите малыша на горшке дольше 5-7 минут.

Стул у него стал уже более оформленным и бывает не так часто, как раньше, а 1-2 раза в сутки, обычно в одни и те же часы, и к этому легко приспособиться. Помимо экстренных случаев, сажайте ребенка на горшок каждый раз после сна и после еды, стараясь выработать у него определенный ритм. Горшок после употребления надо ополоснуть, а вечером вымыть с мылом.

Разумеется, если малыш еще не умеет сидеть, все совершают по-старому, держа его над горшком или тазиком.

Ортопед предупреждает

Летом на улицах стало меньше колясок: молодые мамы предпочитают носить ребенка в сумке-рюкзачке, получившем в просторечии название «кенгурушка».

Маме, безусловно, удобнее. А малышу — хорошо ли? Вопрос настолько серьезный, что его стоит обсудить со специалистом. Вот что говорят ортопеды.

Родители должны помнить: первый год — это год формирования позвоночника. У новорожденного позвоночник прямой. Он пригоден для лежания, но не для ходьбы.

Лишь постепенно создается та его форма, которая позволит маленькому человеку встать на ноги. В 3-4 месяца, когда он начинает, лежа на животе, активно поднимать голову, в позвоночнике образуется первый изгиб — так называемый физиологический шейный лордоз, то есть выгиб вперед. В 6-7 месяцев, по мере того, как малыш начинает садиться, происходит образование грудного физиологического кифоза — выпуклости кзади, а в 8-9 месяцев, когда ребенок встает на ноги, формируется поясничный лордоз.

Эти три необходимейших изгиба придают позвоночнику рессорную функцию, смягчают сотрясение при ходьбе, прыжках, падениях, оберегая тем самым спинной мозг. Надо ли доказывать, как важно, чтобы они сформировались вовремя и правильно!

На благо позвоночнику идет все, что укрепляет мышцы, помогает создать для него род поддерживающего футляра — мышечный корсет. Это гимнастика, массаж, свобода активных движений.

И все-таки на первом году позвоночник, как и вся костная система, остается еще маловыносливым, плохо переносящим перегрузки.

Поэтому ортопеды не устают повторять родителям:

  • нельзя придавать ребенку сидячее положение, пока он не сел сам;
  • нельзя ставить ребенка на ноги без опоры (то есть держа его за кисти рук, а не под мышки), пока он не встал сам;
  • нельзя вынуждать ребенка ходить, пока он не пойдет сам.

Эти правила особенно важны для малыша, страдающего рахитом, а таких, к сожалению, сейчас очень много, особенно в крупных городах, где пелена промышленных выбросов задерживает значительную часть ультрафиолетовых лучей.

Рахит не только вызывает размягчение костей, он ослабляет и мышечную систему, а на этом фоне особенно легко возникают различные деформации. Сумка-рюкзачок, «по идее», должна создавать опору для спины. Но если в нее ребенка посадили слишком рано, он практически оказывается в нефизиологичной, утомительной для него позе. Хотя то, что бедра у него разведены, полезно для тазобедренных суставов, но эта польза никак не искупает вредного деформирующего воздействия, которое испытывают позвоночник и грудная клетка.

Безопасна прогулка в таком рюкзачке для ребенка 8-9 месяцев, при условии, что он уже хорошо сидит сам и у него нет рахита. Но и тогда его можно носить подобным образом не более часа в день, да не подряд, а с перерывами.

Такие же ограничения надо соблюдать и при пользовании ходунками на колесиках.

Самая полезная форма движения для малыша в период формирования поясничного лордоза — ползание. Укрепляя мышцы спины, ног, способствуя общему физическому развитию, оно лучше любых технических приспособлений готовит ребенка к вставанию и ходьбе.

Итак, прислушаемся к советам ортопеда, постараемся, чтобы ребенок побольше ползал. Лучше всего спустить его для этого на пол, на расстеленное одеяло или хорошенько очищенный пылесосом палас.

Младенцы сами изобрели несколько способов ползания. Одни ползают на животе, работая при этом только руками, как бы подтягиваясь. Ослабленные дети, те, кого мало клали на живот, иногда пытаются ползать сидя. Это наименее полезный вариант. А самый полезный — ползание на четвереньках. Если малыш не владеет этим способом, научите его: положив на живот, помогите приподняться, слегка подталкивая вперед. А впереди должен быть стимул — яркая игрушка, которую вы постепенно отодвигаете.

А если все-таки ему ползать не хочется? Может быть, просто растет флегматик, будущий домосед, не любящий активно двигаться. Тогда надо постараться его все-таки активизировать. Может, малыш пассивен оттого, что не вполне здоров — это бывает, например, при анемии. Если вы после полугода еще не были на профилактическом приеме, обязательно посетите врача. Возможно, вам необходима консультация невропатолога, так как причиной вялости, отставания в моторном развитии могут стать неврологические расстройства, требующие неотложного лечения.

Конечно, у ребенка может быть свой, индивидуальный план развития, и, минуя этап ползания, он сразу начнет ходить. Такие дети обычно очень активны. Держась за бортик манежа или кроватки, они уже на 8-м месяце сами встают, сначала на колени, потом на ноги. В добрый час!

Новое на сайте

Баннер