INFOSTER.RU информационный журнал

История развития сестринского дела

После принятия христианства, на Руси при монастырях стали создаваться больничные палаты. То место, где боль кладет человека ниц, стали называть больницами. Некоторые монастыри так и назывались больничными, например монастырь Федора Студита в Москве

Трактат «Мази»

В 1130 г. внучкой Владимира Мономаха – Евпраксией Мстиславовной – был написан трактат «Мази», который состоит из пяти частей и включает 29 глав. Первые три части содержат гигиенические советы и указания, а две последние – описание некоторых болезней и средств их лечения. В пяти главах четвертой части приведены рецепты для лечения различных наружных болезней:

«О болезнях рта»,

«На паршивость головы». В пятой

части – две главы: «О болезнях

желудка», «О болезнях сердца».

Богадельни в монастырях

С помощью патриарха Никона были основаны богадельни в Московском Знаменском монастыре, в Гранатном дворе у Никитских ворот, в Ново-Иерусалимском

монастыре.

Ф. М. Ртищев

Придворный дворянин Ф. М. Ртищев, который в 1650 году на территории Андреевского монастыря открыл приют для бедных больных, нищих и пьяных, где врачевали лекари и даже доктор.

Это, по-видимому, была первая

городская больница. В годы

русско-польской войны (1654-1667)

Ртищев оборудовал дома

для больных и раненых.

Петр I

В 1722 году Петровский указ предписывал богадельням призревать слепых, увечных, дряхлых, престарелых, не могущих работать. Во всех монастырях полагалось учре­дить странно-приимницы или лазареты для

престарелых и больных. Вместе с

тем появился указ, говорящий о

том, что две трети монастырских

финансов должно тратиться на

больницы и увечных, и лишь одна

треть - на содер­жание самих

монахов. Стали открываться

приюты для брошенных

младенцев.

«Медицинская коллегия»

В связи с проведением Петром I

реформ, создается так называемая

«Медицинская коллегия» (канцелярия),

которая для работы в госпиталях в 1728

году ввела штатные единицы для женщин по уходу за

больными. С 1735 года Генеральным регламентом о

госпиталях количество работ­ниц при больных

определялось характером и тяжестью заболеваний

последних. Этим начинаниям Петра суждено было

прерваться почти на 100 лет

В XVIII в. в России появились фельдшеры. Их тогда называли рудометами или цирюльниками. Для первых медицинских школ в России было характерно единство фельдшерского и врачебного образования. Через 2 - 3 года после поступления успевающие ученики получали звание подлекарей (что примерно соответствует званию фельдшера), затем еще через 1 - 2 года им присваивалось звание лекаря. Лекарские ученики учились оказывать неотложную помощь, делать кровопускания, лечить больных и готовить лекарства. В 1798 г. врачебное образование было отделено от фельдшерского.

Вдовий дом

В 1813году стали открываться вдовьи дома для призрения престарелых и не имеющих средств к пропитанию своему вдов.

Обязанности «Сердобольных вдов»

хорошо знать основные правила больничной гигиены

содержать в чистоте палату, регулярно проветривать ее, поддерживать чистоту полов, постели

персонал по отношению к больным должен быть приветлив, предупредителен и ненавязчив

в руководстве подробно рассказывалось, как ставить горчичники, припарки, пиявки, шпанские мушки, готовить ванны, ставить клистиры

«Вдовы, пожелавшие посвятить себя богоугодному попечению о больных, составляют во вдовьем доме особый разряд под названием
сердобольных и до принятия в которые подвергаются испытательному сроку». После испытательного срока, который включал дежурства в Мариинской больнице под руководством опытных коллег и главного врача в течение 1 года, женщина в церкви вдовьего дома приводилась к присяге. Вместе со свидетельством ей вручали знак отличия — золотой крест на зеленой ленте с надписью на одной стороне «Всех скорбящих радость», а на другой — «Сердоболие».

Школа «Русских нянек»

В 1822 году главный врач Мариинской больницы для бедных в Москве X. Ф. Оппель выпустил «Руководства и правила, как ходить за больными, в пользу каждого, сим делом занимающегося, а наипаче для сердо­больных вдов, званию сему

особенно себя посвятивших». Это было

первое руководство по уходу за больными.

В нем X. Ф. Оппель утверждал: «Без

надлежащего хожде­ния и смотрения за больными

и самый искусный врач мало, или и никакого

даже, в восстановлении здоровья или отвращения смерти успеха сделать не может». Таким образом, X. Ф. Оппель,

считавший, что сердобольная вдо­ва — «Орудие

в руках врача», невольно указал на необхо­димость партнерских

отношений в лечении больного.

Свято - Троицкая община сестер милосердия

Община включала отделение сестер милосердия, женскую больницу,

богадельню для неизлечимых больных, исправительную школу,

пансион, приют для приходящих детей, отделение «кающихся

Магдалин», аптеку. В общину принимались вдовы и девицы всех

сословий в возрасте от 20

до 40 лет. Сестры не были

связаны монашескими

обетами, хотя религиозной

направленности в их воспитании

придавалось важное

значение. Если сестра милосердия

выходила замуж, то

она исключалась из общины.

Н.И. Пирогов

К деятельности Свято-Троицкой общины проявил

большой интерес великий

русский хирург Н. И. Пирогов.

Он часто посещал ее,

присутствовал на совещаниях

комитета общины, давал советы,

проводил сложные операции.

Крестовоздвиженская община

Данная община была учреждена в 1854 г. в

Санкт-Петербурге Великой княгиней Еленой Павловной Романовой и Н.И.Пироговым. Крестовоздвиженская община стала первой готовить медицинских сестер не только для работы в госпиталях, но и для обслуживания раненых на поле боя.

Крымская война (1853-1856г.г.)

Е.М.Бакунина

Часто она сопровождала обозы с ранеными, разделяя

с ними все невзгоды тяжелого пути

и оберегая от равнодушия и

разгильдяйства нерадивых

работников. По окончании войны

Е.М.Бакунина продолжила

возглавлять Крестовоздвиженскую

общину сестер милосердия.


Е.П.Карцева

Широкую известность получила

Е.П.Карцева, приехавшая в

Крым в 1855 г. и ставшая

впоследствии одной из самых

известных сестер милосердия.

В последующем Е.П.Карцева

возглавила в Симферополе

отряд из 28 «дежурных» сестер,

осуществляющих

медицинский надзор за самыми

тяжелыми ранеными и

«ампутированными».

Даша Севастопольская

«Дарья, которая, оставшись сиротой, зарабатывала

стиркой белья и вместе с прачками следовала со своей

повозкой за войсками, обратилась в сестру милосердия

и принялась безвозмездно

помогать страдальцам.

Проходившие мимо нее

команды с ранеными являлись

к ней на перевязочный пункт

за помощью. Таким

образом, повозка Дарьи была

первым перевязочным

пунктом, а сама она – первой

сестрой милосердия».

Е.А.Хитрово

Во время Крымской войны Е.А.Хитрово подготовила и

направила на театр военных

действий сестер милосердия

из Одессы. Весной 1855 г. она

отправилась в Николаев, в июне

в Херсон, а в августе в Крым

«ревизовать» работающие там

отделения Крестовоздвиженской

общины.

Первая мировая война

Когда началась война, императрица Александра Федоровна вместе со старшими дочерьми Ольгой и Татьяной прошла кратковременные курсы ухода за ранеными. Простыми сестрами милосердия они ежедневно трудились в царскосельском лазарете - на операциях подавали инструменты, делали

перевязки, в том числе самые сложные,

требовавшие большого профессионализма,

ухаживали за ранеными, чистили

инструменты, работали на складе – делали

бинты, готовили к отправке на фронт

одежду и медикаменты.

Советский Красный Крест

Первый родильный дом

Только в 1905 году в Москве по инициативе акушера А. Н. Рахманова был основан первый образцово поставленный родильный дом, в котором, кроме оказания квалифицированной акушерско-гинекологической помощи, детей впервые отделяли от матерей в детские палаты и уход за ними поручали специальным сестрам.

Школы сестер милосердия

После Октябрьской революции подготовкой медицин­ских сестер занимались школы, открытые в 1920 году. Для этих школ Наркомздрав утвердил «План обучения и программы школ сестер милосердия». В задачу школ входило «подготовить ухаживающий персонал у постели больных, умелый, добросовестный, правильно понимающий свою роль в жизни лечебного заведения».

Первая Всероссийская конференция по среднему медицинскому образованию

Для практической работы ле­чебных учреждений было признано необходимым готовить медицинскую сестру по следующим направлениям:

сестра для лечебных учреждений

по охране материнства и младенчества (позже сестра-воспитательница)

для социальной помощи

Курсы Красного Креста

На курсах Красного Креста обучение происхо­дило без отрыва от производства. Красный Крест органи­зовывал также подготовку сестер-парашютисток, бортсестер, была начата подготовка колхозных медицинских сес­тер по особым сокращенным программам.

В 1938 году Общество Красного Креста и Красного Полумесяца передало свои лечебные учреждения органам здравоохранения. Постановлением СНК СССР от 8 сен­тября 1936 года была создана единая система среднего медицинского образования в СССР.

Сестры милосердия во время ВОВ

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. выполняли свой патриотический долг 500000 средних медицинских работников. 70% раненных и больных воинов благодаря медицинской помощи были возвращены в строй, и в этом успехе значительная роль медицинских сестер.

Послевоенные годы

Курсы повышения квалификации

В 1965 году были организованы курсы повышения квалификации средних медицинских работников при крупных учреждениях здра­воохранения. А к 1981 году функционировали уже первые 15 училищ повышения квалификации.

В системе здравоохранения стали появляться должно­сти сестер-руководителей. В частности, в 1965 году прика­зом МЗ СССР № 395 была утверждена должность главной медицинской сестры. В 1977 году приложением № 45 к этому же приказу в штатное расписание лечебных учреж­дений вводится должность старшей медицинской сестры, а в 1979 году главные медицинские сестры включены в штатное расписание лечебных учреждений с числом коек более пятидесяти.

Сестринское образование

Сестринское дело за рубежом

Флоренс Найтингейл

Крымская война

Во время Крымской войны, которую вела Россия с Англией, Францией, Италией и Турцией в течение двух лет Флоренс Найтингейл вместе с 38 сестрами работала в Скутари, в Турции в бараке, где находилось 2300 раненных и больных. Выхаживая их, она добилась снижения смертности с 42 до 2% .

«Записки об уходе»

Начало развития профессиональных взглядов на понятие и теорию сестринского дела связано с именем выдающейся англичанки Флоренс Найтингейл (1820–1910). Первое определение сестринского дела она сформулировала в своей знаменитой книге «Записки об уходе: каков он есть и каким не должен быть» (1860). В "Записках" она пишет о вещах, которые теперь кажутся элементарными и в чем-то даже устаревшими, но в XIX веке ее заявления произвели настоящий фурор, так как простейшие сведения о гигиене и психологии больного для многих оказались откровением.

В 1860г Ф. Найтингейл организовала собственную школу для обучения сестер по уходу в лондонской больнице святого Фомы со строгим отбором по дисциплине, чистоплотости и нравственному поведению. Вскоре по ее модели стали открываться сестринские школы

в США и инициатива

в развитии

сестринского дела

постепенно сместилась

из Европы в Америку.

Символ милосердия

Сестринское дело сегодня

Согласно современной концепции развития сестринского дела, медицинская сестра должна быть высококвалифицированным специалистом - партнером врача и пациента, способным к самостоятельной работе в рамках единой врачебной бригады. Помимо знаний о нормах здоровья и основ ухода современная медицинская сестра должна обладать достаточными знаниями в психологии, педагогике, менеджменте, должна знать, как и где отыскать сведения о новейших исследованиях, относящихся к области ее практики, а также иметь достаточные знания, чтобы уметь применять результаты этих исследований в своей профессиональной деятельности.

Международный день
медицинской сестры

Международный день медицинской сестры

отмечается 12 мая, в день рождения англичанки

Флоренс Найтингейл, которая внесла

неоценимый вклад в развитие сестринского дела.

Официально Международный день медицинской

сестры был учреждён в 1971 году.

Новое на сайте

Баннер