INFOSTER.RU информационный журнал

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 19 августа 1997 г. № 249

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 19 августа 1997 г. № 249
«О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала»

Приложение 3
XXIV. Специальность: «Лечебная физкультура»

1. О б щ и е п о л о ж е н и я

  • 1.1. К профессиональной деятельности в качестве специалиста в области лечебной физкультуры допускаются лица, получившие высшее медицинское образование по специальности «Сестринское дело», среднее медицинское образование, диплом по специальностям «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело» или среднее медицинское образование по профилю выполняемой работы и сертификат по специальности «Лечебная физкультура».
  • 1.2. Специалист в области медицинской физкультуры используется на должности инструктора по лечебной физкультуре, назначается и увольняется с должности в соответствии с действующим законодательством.
  • 1.3. В своей работе руководствуется законодательными, нормативными актами, официальными документами в области здравоохранения, приказами, указаниями и распоряжениями вышестоящих должностных лиц.

2. О б я з а н н о с т и

  • 2.1. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к организации работы залов для индивидуальных групповых занятий лечебной физкультурой, кабинетов механотерапии, тренажеров, бассейнов лечебного плавания, спортплощадок, маршрутов пешеходных прогулок и других спортивных сооружений (устройство, размеры, освещение, вентиляция помещений, температура воздуха, температура воды в бассейне и пр.).
  • 2.2. Подготовка пациентов к занятиям лечебной физкультурой, осуществление контроля за состоянием пациентов во время проведения процедуры.
  • 2.3. Проведение индивидуальных и групповых занятий лечебной и гигиенической гимнастикой.
  • 2.4. Проведение функциональных проб с физической нагрузкой.
  • 2.5. Проведение оценки физического развития, физической работоспособности человека, функции внешнего дыхания, сердечно-сосудистой системы, нервно-мышечного аппарата при занятиях лечебной физкультурой.
  • 2.6. Использование частных методик лечебной физкультуры при различных заболеваниях опорно-двигательного аппарата, нервной системы, внутренних органов, обмена веществ, при травмах, при беременности, болезнях мочеполовой системы, ЛОР-органов, при миопии у детей, пред- и послеоперационный период восстановительного лечения в хирургии в их сочетании с физиотерапевтическими процедурами, вытяжением, мануальной терапией, программами этапной физической реабилитации больных.
  • 2.7. Использование методик лечебной физкультуры у детей и в пожилом возрасте.
  • 2.8. Проведение демонстрации физических упражнений.
  • 2.9. Рекомендации по проведению физических упражнений и плаванию в бассейне, пешеходным прогулкам, терренкуру, туризму, ходьбе на лыжах, гребле, велосипеду, спортивным играм, занятиям на тренажерах и механоаппаратах, трудотерапии.
  • 2.10. Соблюдение требований охраны труда, техники безопасности, гигиены труда, противопожарной безопасности при эксплуатации помещений, оборудования и оснащения, используемого для занятий лечебной физкультурой.
  • 2.11. Обеспечение инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала, выполнение требований.инфекционного контроля в отделении лечебной физкультуры.
  • 2.12. Своевременное и качественное ведение медицинской документации; регистрация пациентов и проводимых исследований.
  • 2.13. Соблюдение, морально-правовых норм профессионального общения, выполнение требований трудовой дисциплины.
  • 2.14. Проведение санитарно-просветительной работы.
  • 2.15. Регулярное повышение квалификации.
  • 2.16. Оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях.

3. П р а в а

  • 3.1. Получать информацию, необходимую для качественного выполнения функциональных обязанностей.
  • 3.2. Вносить предложения руководству по совершенствованию качества медицинской помощи населению, улучшению организации труда.
  • 3.3. Отдавать распоряжения младшему медицинскому персоналу отделения лечебной физкультуры, контролировать объем и качество выполненной им работы. Осуществлять контроль за работой техника по ремонту оборудования и оснащения отделения лечебной физкультуры.
  • 3.4. Принимать участие в работе совещаний, конференций, секций, медицинских ассоциаций, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к профессиональной компетенции.
  • 3.5. Повышать свою квалификацию, аттестовываться на присвоение квалификационной категории.

4. О т в е т с т в е н н о с т ь

Специалист за невыполнение своих профессиональных обязанностей несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Приложение 5: Квалификационная характеристика
XXIV. Специальность: «Лечебная физкультура»

В соответствии с требованиями специальности в области лечебной физкультуры специалист должен знать и уметь:

1. О б щ и е з н а н и я

  • профессиональное назначение, функциональные обязанности, права и ответственность специалиста;
  • основы законодательства и права в здравоохранении;
  • основы медицинского страхования;
  • организацию работы медицинского учреждения в новых экономических условиях;
  • теоретические основы сестринского дела;
  • философию и этику сестринского дела;
  • психологию профессионального общения;
  • основные причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний и травм;
  • организацию сестринского ухода за больными на основе этапов сестринского процесса;
  • виды, формы и методы реабилитации, организацию и проведение мероприятий по реабилитации пациентов;
  • показания и противопоказания к применению основных групп лекарственных препаратов, характер взаимодействия, осложнения применения лекарственных средств; нормативные документы, регламентирующие фармацевтический порядок в лечебно-профилактическом учреждении;
  • основы валеологии и санологии; методы и средства санитарного просвещения; роль сестринского персонала в глобальных, федеральных, территориальных программах охраны здоровья населения;
  • основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний;
  • систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала медицинского учреждения; систему взаимодействия лечебно-профилактического учреждения с учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля;
  • организацию делопроизводства и учетно-отчетной деятельности структурного подразделения; основные виды медицинской документации;
  • охрану труда и технику безопасности в медицинском учреждении;
  • функциональные обязанности, права и ответственность младшего медицинского персонала;
  • основы медицины катастроф.

2. О б щ и е у м е н и я

  • анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решения в пределах профессиональной компетенции и полномочий;
  • владеть коммуникативными навыками общения;
  • - выполнять диагностические, лечебные, реанимационные, реабилитационные, профилактические, лечебно-оздоровительные, санитарно-гигиенические, санитарнотпросветительные мероприятия в соответствии со своей профессиональной компетенцией и полномочиями;
  • осуществлять и документировать основные этапы оказания сестринского процесса при проведении процедур;
  • владеть техникой основных сестринских манипуляций;
  • оценить состояние и выделить ведущие синдромы и симптомы у больных и пострадавших, находящихся и тяжелом и терминальном состоянии, оказать экстренную доврачебную помощь при неотложных состояниях;
  • выполнять основные виды физиотерапевтических процедур, владеть приемами массажа, контролировать выполнение рекомендаций по трудотерапии,
  • использовать элементы психотерапии. Оценивать эффективность проводимых мероприятий;
  • планировать и выполнять программы Профилактики, направленные на воспитание и обучение отдельных лиц, семей, групп населения сохранению и укреплению здоровья;
  • соблюдать правила техники безопасности и охраны труда;
  • вести утвержденную медицинскую документацию;
  • выполнять требования инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала;
  • проводить мероприятия по защите населения, больных, пострадавших и персонала службы медицины катастроф, медицинской службы гражданской обороны; оказывать доврачебную помощь в чрезвычайных ситуациях;
  • повышать профессиональный уровень знаний, умений и навыков.

3. С п е ц и а л ь н ы е з н а н и я и у м е н и я

  • организацию лечебной физкультуры в условиях стационара, поликлиники, врачебно-физкультурного диспансера, восстановительного центра; отделения реабилитации; санатория;
  • временные нормы нагрузки лечебной физкультуры и другие нормативные документы;
  • санитарно-гигиенические нормы для залов групповых и индивидуальных занятий ЛФК, кабинета механотерапии, тренажеров, бассейна лечебного плавания, спортплощадок, маршрутов, пешеходных прогулок и терренкура и других спортсооружений (устройство, размеры, освещение, вентиляция помещений, температура воздуха, температура воды в бассейне и пр.);
  • механизм эффекта физических упражнений на организм здорового и больного человека;
  • основы теории и методики физвоспитания и спортивной тренировки;
  • динамическую анатомию (биомеханику движений);
  • методические основы лечебной физкультуры: средства и формы ЛФК, содержание режимов двигательной активности, классификация физических нагрузок;
  • характеристику гимнастических, спортивно-прикладных и игровых физических упражнений, применяемых в ЛФК;
  • оборудование и оснащение кабинетов ЛФК для занятий и оценки эффективности физических упражнений;
  • методы оценки физического развития, физической работоспособности человека; функции внешнего дыхания, сердечно-сосудистой системы, нервно-мышечного аппарата при занятиях ЛФК;
  • показания и противопоказания к назначению лечебной физкультуры;
  • частные методики лечебной физкультуры при различных заболеваниях опорно-двигательного аппарата, нервной системы, внутренних органов, обмена веществ, при травмах, при беременности, болезнях мочеполовой системы, ЛОР-органов, при миопии у детей, в до- и послеоперационном периодах восстановительного лечения в хирургии;
  • особенности методики лечебной физкультуры у детей и в пожилом возрасте;
  • методики массажа, бытовой и трудовой реабилитации;
  • сочетание лечебной физкультуры с физиотерапевтическими процедурами, вытяжением, мануальной терапией;
  • программы этапной физической реабилитации больных инфарктом миокарда.

4. М а н и п у л я ц и и

  • все виды инъекций;
  • искусственная вентиляция легких;
  • непрямой массаж сердца;
  • остановка кровотечения из поверхностно расположенных сосудов;
  • иммобилизация конечностей при травмах;
  • промывание желудка;
  • постановка клизм;
  • антропометрические измерения;
  • функциональные пробы с физической нагрузкой;
  • измерение пульса; измерение АД;
  • определение числа дыхательных движений;
  • ЛФК: демонстрация упражнений, прохождение дистанции с больными и техническая страховка на занятиях;
  • индивидуальные и групповые занятия лечебной и гигиенической гимнастикой;
  • физические упражнения и плавание в бассейне;
  • пешеходные прогулки, терренкур, туризм;
  • ходьба на лыжах, гребля, велосипед, спортигры;
  • занятия на тренажерах и механоаппаратах, процедуры трудотерапии;
  • массаж и пассивные упражнения.

Новое на сайте

Баннер